Основная цель любого стереоскопического устройства - вывод каждого ракурса стереопары отдельно на левый и правый глаз. Существует 5 основных методов, которые составляют основу для таких устройств - это:
- спектральное разделение ракурсов - основан на способности человеческого мозга восстанавливать цвет (анаглиф, Dolby3D);
- поляризационное разделение ракурсов (Zalman, IZ3D, Planar,...);
- зеркальное сведение ракурсов, физически расположенных неправильно (Planar,...);
- миниатюризация ракурсов, так что ракурсы физически располагаются напротив глаз (шлемы виртуальной реальности, проекция на сетчатку глаза);
- временное разделение ракурсов - основан на большой инертности сетчатки глаза (затворные очки СТЭЛ, eDimensional, NVIDIA 3DVision, X3D).
В данной статье перечислены наиболее популярные на сегодня стереоустройства.
Анаглифные очки
Достоинства:
Недостатки:
|
Принцип разделения ракурсов - спектральный. Наиболее популярны красно-голубые очки (одно стекло фильтрует красные цвета, другое - голубые). Изображение на мониторе представляет собой сумму двух ракурсов, каждый из которых был проведён через противоположный спектральный фильтр (вырезается часть цветовых компонент). Очки распространены в пластико-картонном (одноразовые для кинотеатров, книжек) и стеклянном (как обычные очки) вариантах
Где можно купить:
- корпорация СТЭЛ;
- идут в комплекте с анаглифными журналами / книжками;
- выдаются на сеансах со стереофильмами в не специализированных кинотеатрах;
- идут в комплекте с некоторым фотооборудованием (например мне встретились в комплекте с флеш-картой для Olimpus);
Затворные очки
NVIDIA 3DVision, eDimensional, X3D, СТЭЛ...
Достоинства:
Недостатки:
|
Принцип разделения ракурсов - временной. Такие очки управляются контроллером, являющийся посредником между очками и видеокартой.
Затворные очки появились очень давно и продавались целым рядом компаний. Однако сегодня единственным практичным для домашнего использования выбором являются очки NVIDIA 3D Vision. Появившись в 2009 году, комплект контроллера и очков вытеснил решения других компаний за счёт агрессивной политики поддержки стереовывода на стороне видеодрайверов.
Мониторы с чересстрочной сменой поляризации
LG, Zalman, Hyundai
Достоинства:
Недостатки:
На монитор выводится чересстрочная стереопара (горизонтальные полосы), где чётная строка содержит правый ракурс, а нечётная - левый. На дисплей нанесена специальная плёнка, преобразующая линейно-поляризованный свет в свет с круговой поляризацией с разным направлением для чётных и нечётных строчек. Поляризационные очки разделяют ракурсы для каждого глаза. |
iZ3D монитор
Достоинства:
Недостатки:
|
В отличие от чересстрочный мониторов, где для каждой строчки поляризация постоянна, в iZ3D поляризация управляемая (похожий способ используется в профессиональных мониторах Perceiva DSD190 от MacNaughton, Inc.). Монитор представляет собой некий бутерброд из двух матриц - одна для вывода изображения, а вторая для управления поляризацией. По хитрому или не очень хитрому алгоритму происходит разделение ракурсов опять же с помощью поляризационных очков (линейная поляризация). Использование программного преобразования стереопары в специальный формат для передней и задней ЖК панелей повышает нагрузку на компьютер, но обходится гораздо дешевле аппаратного преобразования на стороне монитора. Целевая группа потребителей - игроки, что делает оправданными повышенные требования к видеоподсистеме, некоторые проблемы с гхостом, линейную поляризацию.
Зеркальные системы
Planar, StereoPixel lcReflex
Достоинства:
Недостатки:
|
Основа зеркального метода - два обычных (моноскопических) одинаковых монитора и зеркало между ними. Мониторы и зеркало располагаются под специальным углом таким образом, чтобы отражённое в зеркале изображение от одного монитора совпадало с изображением другого монитора. В случае использования прозрачного зеркала и вертикальной стойки для мониторов для разделения ракурсов используются поляризационные очки.
Существует ещё один вариант такой системы с использованием обычного непрозрачного зеркала и горизонтального расположения мониторов. В этом случае очки уже не нужны, однако голова в таком случае должна быть фиксирована в одном положении для схождения ракурсов. Такая конструкция проще вертикальной (нет необходимости в стойках для мониторов), но не практична, поэтому используется только для экспериментов (для такой сборки подойдёт обычное зеркало в вашей ванной комнате и немножко терпения!).
Где можно купить:
Автостереоскопические мониторы
SeeReal, Philips
Достоинства:
Недостатки:
|
Шлемы виртуальной реальности
HTC Vive, Oculus Rift, eMagin Z800 3DVisor, Vuzix VR920, СТЭЛ 3DS-GDM,...
Достоинства:
Недостатки:
|
Шлемы виртуальной реальности стоят особняком от других стереоустройств. Принцип действия технически прост и эффективен - для каждого глаза отдельный дисплей, что делает его идеальным для полного погружения в виртуальную реальность.